Работа логопеда и родителя должна проходить в тандеме. Советы логопеда-дефектолога Дубинцовой Е.В.

Что вы можете  посоветовать родителям, у которых дети занимаются с логопедом?

Необходимо психологически настраивать ребенка, что он приходит заниматься, а не только играть. Конечно, мы работаем с детьми в игровой форме, но через игру мы именно занимаемся. Мы даем детям домашнее задание, и очень важно, чтобы дети его отрабатывали. Мы занимаемся два раза в неделю по 45 минут, этого недостаточно, чтобы быстро решить проблемы ребенка, таким образом, выполнение домашних заданий непосредственно влияет на результат. Домашнее задание – это и артикуляционная гимнастика, ее надо делать 2 раза в день, а не 2 раза в неделю. Заниматься с ребенком должны родители, это их ответственность. Мы подсказываем, мы ставим звуки, но отрабатывать их  надо ежедневно.

Часто у ребенка бывает «синдром кабинета», который выражается следующим образом: когда ребенок заходит в кабинет и видит логопеда, он начинает говорить правильно. Но как только  он покидает кабинет и выходит к родителям, он сразу все забывает и говорит так, как в повседневной жизни. Это значит, что родители не отрабатывают с ребенком необходимые звуки и не выполняют домашние задания.


Готовы ли родители к такой работе с детьми? Возможно, часть родителей настроены на то, то всю работу сделает логопед?

Действительно, почти половина родителей ожидает, что вся работа по исправлению речевых нарушений является ответственностью логопеда. Однако вторая половина – это очень ответственные родители, которые  понимают, что общение с ребенком два часа в неделю – это не достаточно, чтобы качественно и в то же время оперативно решить проблемы. Однако некоторые родители говорят,что нам заниматься некогда, домашние задания нам не нужны, все на ваших плечах. Но тогда мы предупреждаем родителей, что результат будет значительно дольше растянут во времени. Особенно часто так заявляют  родители младших школьников. У ребенка достаточно много домашних заданий в школе, и родители считают, что ему просто некогда выполнять задания логопеда. А так как стереотипное неправильное произношение звуков (чаше всего «р» и «л») уже сформировано,  можно отрабатывать один звук годами

Если родители выполняют наши рекомендации и отрабатывают домашние задания, процесс автоматизации звуков протекает в 2-3 раза быстрее.  Чем ответственнее родитель относится к данной работе, тем быстрее она идет. Мы должны работать в тандеме. Родитель должен понимать, чего именно он хочет от ребенка, и хочет ли этого сам ребенок, ведь в 4-5 лет ребенок еще не ориентирован  на исправление речевых проблем ,и это задача в том числе родителя – замотивировать его.


Что вы можете посоветовать родителям, как настроить ребенка на занятия с логопедом? Какую работу провести с ребенком?

Я всегда говорю родителям, что как только ребенку исполняется 4 года, уже можно думать о подготовке к школе. Уже все занятия ориентированы на подготовку ребенка к обучению. Необходимо проводить психологические беседы с ребенком,  объясняя, зачем ему вообще нужно заниматься. Я считаю, что в 4,5 – 5 лет ребенок уже способен понимать аргументы, приводимые родителями. Каждый родитель наверняка знает, как воздействовать на своего ребенка. Конечно, мы не строим наше занятие полностью как урок в школе. У нас есть и игры, и зарядка, и дыхательная гимнастика. Но нужно готовить ребенка к тому, что все же ему предстоит прилагать усилия, мы ходим заниматься, для того чтобы красиво разговаривать, или получать полезные знания от преподавателя. Некоторые дети просто не слышат педагога, не способны отсидеть на одном месте даже 15 минут. Мы ведь учим детей не только правильно разговаривать, но и концентрироваться, учим усидчивости, развиваем мышление и память, логику. И рекомендую быть построже - не всегда потакать детскому «я не хочу». Для многих родителей аргумент ребенка «я не хочу» – повод пропустить занятие. Это недопустимо.


Какую мотивацию вы сами выбираете?

У меня всегда индивидуальный подход, я смотрю на ребенка и его реакции. Никогда не заставляю, всегда выбираю игровую форму. Я всегда стараюсь сначала завоевать доверие ребенка, и лишь потом начинаю активную работу с ним. Я могу с гордостью сказать, что в моей практике я всегда нахожу подход к каждому ребенку.